Врачи оказывают в онлайн-формате два вида консультаций — телемедицинскую и информационную. При этом у медиков часто возникают вопросы, как правильно отвечать на сообщения по лечению и препаратам, каковы правила организации переписки с пациентом. Онлайн-консультация может закончиться штрафом и увольнением специалиста.
Как провести телемедицинскую консультацию — основные правила
Телемедицинская консультация проводится на специальном оборудовании и с использованием защищенных каналов связи. Среди ее особенностей:
-
врач должен быть сотрудником лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);
-
пациенту необходим договор на получение медицинских услуг с этим ЛПУ;
-
требуется идентификация личности врача и пациента — через Госуслуги.
Только после очного приема медик может назначать анализы, лечение, обследование, поставить диагноз, выписать рецепт, выдать электронную справку, а также закрыть или продлить больничный лист.
Обратите внимание! Главное правило онлайн-консультации пациента — ставить диагноз и назначать лечение нельзя. Врач может информировать об особенностях заболевания и возможных методах лечения.
Таким образом, на онлайн-консультации запрещено:
-
выписывать рецепты и назначать лекарства;
-
называть консультацию медицинской;
-
составлять план лечения;
-
ставить диагнозы.
Нельзя выдавать больничные листы, справки и другие медицинские документы. О плюсах и минусах телемедицины написали в таблице.
Преимущества | Недостатки |
|
|
Если в организации планируется проводить онлайн-консультации пациентов, то может потребоваться переобучение сотрудников или набор новых медицинских специалистов.
Как врачу проводить онлайн-консультации, если пациент написал личное сообщение
Представим, врач получил сообщение: «Поможет ли в моем случае этот препарат?». Порядок действий медработника следующий:
- Отправить в ответ договор оферты, в котором указать, что вы предоставляете информационную услугу и не назначаете лечение. Приложить к документу согласие на обработку персональных данных и политику конфиденциальности.
- Оформить заключение. Необходимо осторожно и без конкретики указать, какие бывают заболеваниями и чему соответствуют симптомы, схожие на те, о которых сказал пациент.
- Выдать чек пациенту, если за консультацию предусмотрено денежное вознаграждение.
Необходимо внимательно отнестись к формулировкам. Если пациент будет жаловаться на врача, то любая фраза может сыграть не в пользу медика.
Чтобы законно брать деньги за оказанную информационную услугу, требуется оформить самозанятость или ИП. Даже в случае отсутствия фиксированного прайса на консультации, необходимо отчитываться о доходах в налоговую.
Штрафы
Если на врача, оказывающего консультационные услуги, поступит жалоба, могут применить следующие штрафы:
-
5 тысяч рублей — за работу без лицензии;
-
2 тысячи рублей — за незаконную предпринимательскую деятельность;
-
до 20 тысяч рублей — за оказание услуг, не соответствующих требованиям закона.
Если онлайн-консультация повлекла за собой вред здоровью, то врачу придется возмещать материальный и моральный ущерб. В некоторых случаях предусмотрен реальный срок до 3 лет.
Эксперт «ИМО» ответила на важные вопросы телемедицины — что относится к персональным данным пациента, как отвечать на вопросы о лечении и обезопасить себя от судов. Подробности в видеоролике:
«ИМО» проводит курс тематического усовершенствования по актуальным вопросам телемедицины. Врач сможет пройти обучение дистанционно на образовательной платформе института. Медики изучат правила организации консультаций пациентов, нормативную базу телемедицины, особенности дистанционного наблюдения пациента и другие темы. В конце подготовки врачи получают законное удостоверение.