Designed by freepik/freepik Минздрав России готовит масштабное обновление системы профессиональной переподготовки медицинских специалистов. В разработке находятся типовые программы дополнительного профессионального образования по следующим направлениям:
-
«Кардиология»;
-
«Лечебное дело»;
-
«Пульмонология»;
-
«Сестринское дело»;
-
«Лабораторное дело»;
-
«Медицинский массаж»;
-
«Дерматовенерология»;
-
«Акушерство и гинекология»;
-
«Клиническая фармакология»;
-
«Управление и экономика фармации»;
-
«Реабилитационное сестринское дело»;
-
«Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Эти документы устанавливают единые требования к содержанию, объему и формату обучения, включая жесткий акцент на очной и практической подготовке в клинических условиях. После вступления новых программ в силу дистанционное обучение по указанным направлениям будет практически исключено — слушателям предстоит проходить длительные очные курсы с практикой на базе медицинских организаций.
Об отмене онлайн-обучения для медицинских специалистов и фармацевтов у нас есть отдельная статья.
Что такое типовые программы и зачем Минздрав их вводит
Типовая программа профессиональной переподготовки — это утвержденный Минздравом нормативно-методический шаблон, по которому должны разрабатываться все образовательные программы по конкретной медицинской специальности.
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
Она задает единые параметры подготовки:
-
порядок проведения практики;
-
формы и критерии итоговой аттестации;
-
общую трудоемкость и структуру модулей;
-
цели и результаты обучения (осваиваемые компетенции);
-
требования к квалификации преподавателей и материально-технической базе.
Designed by freepik
Главная цель введения программ — установить единый федеральный стандарт качества переподготовки. Сейчас учебные центры формируют программы по-разному, и уровень подготовки специалистов может отличаться. После утверждения типовых программ все слушатели по одной специальности будут осваивать одинаковый набор компетенций и проходить итоговую аттестацию по единым критериям.
Очное обучение и практика по новым типовым программам
Во всех проектных программах акцент сделан на практическую подготовку и клиническую работу с пациентами. Дистанционный формат разрешен только для отдельных теоретических модулей, остальное обучение будет проходить в очном режиме — с практикой в медицинских организациях, имеющих лицензию на стационар и соответствующий профиль деятельности.
Требования к базам практики включают наличие коечного фонда, профильных специалистов в штате, учебных помещений с мультимедийным оборудованием и симуляторов для отработки клинических навыков.
Что включает практическая часть обучения в зависимости от направления, кратко описали в таблице.
| Программа | Чему учатся специалисты |
|---|---|
| Акушерство и гинекология | Родовспоможение, кесарево сечение, влагалищные исследования, гистероскопия, кольпоскопия, экстренная помощь. |
| Сестринское дело | Катетеризация, введение препаратов, уход за тяжелыми пациентами, неотложная помощь, работа с интубацией и дефибрилляцией. |
| Клиническая фармакология | Участие в анализе лекарственной терапии и фармаконадзоре. |
| Лабораторное дело | Выполнение анализов, использование диагностического оборудования, контроль качества исследований. |
| Реабилитационное сестринское дело | Уход и реабилитация пациентов, освоение методик восстановления функций. |
| Медицинский массаж | Проведение массажных процедур, освоение техник профилактики и реабилитации, работа с различными группами пациентов в соответствии с медицинскими показаниями. |
| Управление и экономика фармации | Участие в организации работы аптечных подразделений, формировании ассортимента лекарственных средств, управлении запасами, контроле качества и учете фармацевтической продукции, а также анализе экономической эффективности деятельности аптечных организаций. |
| Кардиология | Диагностика и ведение пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, освоение алгоритмов экстренной помощи при нарушениях ритма и инфаркте. |
| Пульмонология | Участие в диагностике и лечении заболеваний дыхательной системы, отработка навыков оказания помощи при дыхательной недостаточности. |
| Лечебное дело | Участие в оказании первичной медицинской помощи, практическая отработка манипуляций и ведения пациентов на различных этапах лечения. |
Такой формат делает дистанционную переподготовку после 1 марта 2026 года фактически невозможной. Поэтому тем, кто планирует получить новую квалификацию, стоит пройти обучение заранее, пока дистанционные курсы доступны и не требуют длительного отрыва от работы.
Влияние реформы на врачей и средний медперсонал
Новые типовые программы напрямую затронут всех медиков, планирующих пройти профпереподготовку. Особенно серьезно изменения коснутся:
-
специалистов с высокой нагрузкой, которым сложно выделить 2–3 месяца на очные занятия;
-
сотрудников малых больниц и ФАПов, не имеющих подходящей клинической базы;
-
тех, кто рассчитывал пройти переподготовку полностью дистанционно после 2026 года.
Выгоду получат слушатели, успевшие завершить переподготовку до 1 марта 2026 года, а также крупные медицинские организации, ставшие базами практики. Поэтому если вы планируете смену профиля или получение новой квалификации, целесообразно начать обучение уже в 2025 году, пока доступна дистанционная форма.
Designed by freepik
Основные параметры новых типовых программ переподготовки
Ниже приведены основные сведения по каждой программе, включая количество часов, особенности практической подготовки. Обучение по всем направлениям проводится очно с возможностью частичной дистанционной подготовки.
| Специальность | Категория специалистов | Объем часов | Дистанционные часы | Где проходит практика |
|---|---|---|---|---|
| Акушерство и гинекология | ВМП | 676 | 74 | Медучреждения с лицензией на стационар, профильные специалисты, тренажеры/симуляторы |
| Сестринское дело | СМП | 504 | 108 | Медучреждения с лицензией на стационар |
| Клиническая фармакология | ВМП | 648 | 136 | Стационар с лицензией, 1 врач-клинический фармаколог на 4 обучающихся |
| Лабораторное дело | СМП | 504 | 118 | Лицензированные лаборатории |
| Реабилитационное сестринское дело | СМП | 504 | 144 | Стационар с лицензией, 1 медсестра по реабилитации на 4 обучающихся |
| Медицинский массаж | СМП | 504 | 90 | База практики без жестких требований, только соответствующие виды работ в лицензии |
| Дерматовенерология | ВМП | 576 | 142 | База практики с медицинской лицензией на несколько направлений, на стационар и требования к коечному фонду |
| Организация здравоохранения и общественное здоровье | ВМП | 534 | 153 | Широкие требования к базе практике, включая наличие медицинской лицензии по 16 направлениям |
| Управление и экономика фармации | ВМП | 504 | 72 | Организация с действующей фармацевтической лицензией на несколько направлений деятельности |
| Пульмонология | ВМП | 660 | 126 | Учреждение с лицензией на стационар, прикрепленное население от 17 500 до 25 000 человек на одного обучающегося |
| Кардиология | ВМП | 762 | 184 | Стационар с медицинской лицензией на несколько направлений, прикрепленное население более 10 000 человек на одного обучающегося, требования к коечному фонду |
| Лечебное дело | СМП | 504 | 114 | Медорганизации с лицензией на несколько направлений, прикрепленное население не менее 425 (по отдельным направлениям 500) человек на одного обучающегося |
Часть теоретической подготовки в программах может проводиться дистанционно. Точный объем часов уточняется в учебном центре. Практическая подготовка проходит в лицензированных медицинских организациях, включая стационары и профильные базы, с реальным участием обучающихся в оказании медицинской помощи.
Все программы предусматривают итоговую аттестацию, которая включает:
-
тестовые задания;
-
ситуационные задачи;
-
демонстрацию умений в клинических и симулированных условиях;
-
оценку отчета о прохождении практики.
По завершении обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, подтверждающий освоение компетенций по выбранной специальности.
Требования к преподавателям зависят от конкретной программы и вида занятий — лекции, семинары и практические занятия ведут специалисты с соответствующим уровнем квалификации и опытом работы в медицинской сфере.
Учебные программы ориентированы на максимальное практическое освоение компетенций. Теоретическая подготовка может включать дистанционные модули, а значительная часть трудоемкости приходится на клиническую практику. Все типовые программы отражают общий вектор реформы дополнительного профессионального образования:
-
усиление практической подготовки;
-
повышение требований к преподавателям и базам практики;
-
переход к единым стандартам оценки компетенций.
Пройти переподготовку удобно с «Институтом Медицинского Образования»
«ИМО» — лицензированный учебный центр, реализующий переподготовку по различным программам для врачей и среднего медперсонала. Специалисты сферы здравоохранения могут:
-
пройти курс полностью дистанционно, не отрываясь от работы;
-
быть уверены, что программы полностью соответствуют требованиям закона №273-ФЗ и приказа Минздрава №206н;
-
получить официальный диплом, который вносится в ФИС ФРДО;
-
оплатить обучение в рассрочку без первоначального взноса.
После 1 марта 2026 года переподготовка по новым типовым программам будет исключительно очной и более длительной. Начните обучение уже сейчас и получите новую квалификацию быстро и без отрыва от работы.
Подписывайтесь на «Институт Медицинского Образования» во ВКонтакте, Одноклассниках и Telegram. Публикуем новости медицины, полезные советы для врачей и медсестер, а также информацию об актуальных курсах.
Использованные источники
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
