/ Как врачу законно отказаться от ведения пациента?

Как врачу законно отказаться от ведения пациента?

4366
0

В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. Эти положения зафиксированы в Конституции РФ и ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно действующим нормативно-правовым актам, отказ в оказании помощи больному человеку может грозить доктору уголовной ответственностью по статье 124 Уголовного кодекса РФ.

Однако в защиту прав врачей в упомянутом ФЗ № 323 в части 3 статьи 70 указано, что медработник может на законных основаниях отказаться от лечения пациента. Это право подтверждает и приказ Минздравсоцразвития РФ № 407н, в котором говорится, что функции медицинского сопровождения пациента могут быть поручены конкретному врачу только с учетом его согласия.

Давайте разбираться, при каких обстоятельствах и как доктор может отказаться от пациента и не быть за это наказанным. 

Законные основания для не оказания медицинских услуг гражданам РФ

Начнем с прописанных в ФЗ № 323 причин, которые не влекут за собой привлечение врача к ответственности при не предоставлении медицинских услуг гражданам РФ:

  1. Природные катаклизмы, чрезвычайные дорожные происшествия или военные конфликты, которые лишают медработников возможности добраться к больным.
  2. Заболевание медработника. Если в небольшом населенном пункте один врач, и он тяжело болен, помощь пациенту он оказать физически не может.
  3. Потеря медицинским работником трудоспособности по физическим или психическим причинам.
  4. Отсутствие необходимых инструментов и (или) медикаментозных средств для проведения врачебных процедур или манипуляций.
  5. Неадекватные действия гражданина, представляющие угрозу для окружающих.
  6. Отказ больного или его близких родственников (при недееспособности) от лечения.

Личные причины отказа от пациента

Однако самыми распространенными причинами для отказа доктора от лечения пациента в российской и мировой практике являются психологические и этические причины. Самые распространенные заключаются в:

  • религиозных взглядах доктора;

  • несоблюдении больным рекомендаций врача;

  • психологической несовместимости доктора с пациентом;

  • родственной или дружеской связи с больным, которая препятствует проведению полноценного лечения;

  • совершении пациентом уголовного преступления или аморального поступка, который стал причиной для оказания медицинской помощи.

Нормативное регулирование таких ситуаций сегодня нельзя оценить как исчерпывающее, так как конкретные основания и детальное описание подобных случаев не приведены ни в одном законодательном акте. Поэтому любая из вышеназванных причин может стать основанием для передачи больного другому врачу.

Условия отказа от ведения больного

Чтобы отказаться от ведения пациента, нужно соблюсти 3 важных условия:

  1. Убедиться в отсутствии угрозы для жизни и здоровья пациента и третьих лиц. Если неоказание медицинской помощи может привести к смерти или значительному ухудшению самочувствия человека, отказ невозможен.
  2. Согласовать отказ с руководящим должностным лицом медицинской организации в соответствии с локальными нормативными документами.

Чтобы процесс отказа был законным, медучреждение должно передать больного другому врачу. Сроки замены не указаны ни в одном из действующих нормативных актов.

Если клиника не может предоставить доктора на замену, отказ также невозможен. Для замены врача медицинские центры могут заключать срочные трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера.

Можно ли отказаться от пациента при оскорблении?

Если врач решит отказаться от клиента по причине грубого обращения или оскорбления со стороны больного, возможно стоит ожидать от него жалобы, вплоть до судебного разбирательства. Поэтому в такой ситуации нужно учесть следующее:

  1. Неадекватное и оскорбительное поведение клиента должны подтвердить очевидцы, ставшие свидетелями инцидента. Врачу нужно составить специальный акт и собрать письменные подтверждения у людей, оказавшихся очевидцами. Это могут быть охранники, медицинский персонал или посетители клиники, присутствующие при возникшем конфликте.
  2. При составлении заявления для руководства необходимо указать причину отказа и подтвердить ее имеющимися доказательствами. Но при этом важно, чтобы больной, оскорбивший врача, не нуждался в экстренной медицинской помощи, что также должно быть подтверждено доктором. Заявление с необходимыми доказательствами нужно предоставить на подпись главному врачу в двух экземплярах. Один из них позже отдают пациенту или пересылают по почте.

При наличии у доктора доказательств неадекватного, оскорбительного и агрессивного поведения больного, его не могут привлечь к ответственности за нежелание вести такого клиента.

Рассчитать стоимость
Количество человек:
Медицинское образование:
Введите номер телефона для получения бесплатного СМС-сообщения с расчетом.
Для отправки формы нужно согласиться с условиями
Введите телефон

Узнайте доступные вам профессии

Список доступных профессий на базе вашего образования:
Нужно выбрать профиль образования
0 комментариев
Написать комментарий...
Через некоторое время мы вышлем ответ на указанный вами адрес электронной почты: mail@mail.ru

Среднее время ответа: 5 минут.
Загрузка...