+7 800 533-83-22

по России бесплатно

/ Гештальт-терапия как творческий процесс: работа с метафорами, образами и сновидениями в практике психолога

Гештальт-терапия как творческий процесс: работа с метафорами, образами и сновидениями в практике психолога

323
0
Дата публикации: 28.08.2025.
Содержание
гештальт-терапия Designed by freepik/freepik

Гештальт-терапия — это не просто разговор о чувствах, а живой процесс, в котором клиент через образы, метафоры и сны осваивает собственное внутреннее пространство. Такой подход требует от терапевта не только профессиональной подготовки, но и творческой гибкости. 

В этой статье мы подробно разберем, как в гештальт-терапии работают с символическим материалом, как творчество помогает выходить из тупиков и почему метафора — это не фигура речи, а способ доступа к опыту, который не выражается напрямую.

Творческий процесс в гештальте

Гештальт-терапия опирается на уникальный принцип: каждый человек обладает врожденной способностью к саморегуляции. Чтобы активировать этот механизм, важно создать условия, в которых человек может осознавать свои чувства, телесные реакции и образы. Здесь творчество становится не украшением, а терапевтическим инструментом.

Творческий подход в гештальт-терапии не означает, что клиент рисует или сочиняет истории. Это означает, что терапевт помогает ему выйти за пределы стандартных объяснений, найти неожиданные формы выражения внутреннего опыта. Это особенно актуально в ситуациях, когда рациональный анализ заходит в тупик.

Творчество в гештальт-терапии позволяет:

  • активировать доступ к бессознательному через символы и образы;
  • обойти сопротивление клиента;
  • включить телесные и эмоциональные каналы восприятия;
  • формировать новые смыслы и связи.

Таким образом, творческий процесс в терапии не про искусство, а про глубину контакта с собой.

Нейропсихология: повышение квалификации
  • Срок обучения: от 1 недели
  • Выдаваемый документ: Удостоверение
  • Тип обучения: Дистанционно
Подробнее о курсе
Гештальт-терапия: повышение квалификации
  • Срок обучения: от 1 недели
  • Выдаваемый документ: Удостоверение
  • Тип обучения: Дистанционно
Подробнее о курсе

Формы творческой активности в гештальт-сессии

Творческий процесс в гештальт-сессии проявляется в разнообразных форматах. Задача терапевта — предложить такую форму, которая поможет клиенту глубже почувствовать себя.

творческий процесс в терапииDesigned by freepik

Виды творческой активности в терапии:

  1. Рисование и лепка. Позволяют выразить чувства, которые трудно описать словами.
  2. Телесные практики. Фокус на дыхании, позе, движении помогает усилить контакт с переживаниями.
  3. Работа с пустым стулом. Диалог с частью себя или значимым образом.
  4. Ролевая игра. Проигрывание ситуации для осознания скрытых мотивов.
  5. Спонтанное письмо. Потоковое письмо помогает обойти внутреннего критика.
  6. Работа с голосом. Позволяет выразить подавленные чувства через интонацию и звук.

Терапевт подбирает форму, исходя из состояния клиента, его запроса и текущего эмоционального фона. Важно, чтобы техника не была механической — ее задача не «развлечь», а углубить контакт.

Метафора как терапевтический инструмент

Метафора в психотерапии — не литературный прием, а средство для работы с внутренней реальностью клиента. Часто то, что трудно описать логически, легче выразить в образной форме.

ПРИМЕЧАНИЕ

Пример: вместо «я тревожусь», клиент говорит: «У меня внутри как будто ворох колючек». Это уже метафора. С ней можно работать.


Как гештальт-терапевт работает с метафорами:

  • замечает образ в речи клиента;
  • помогает его развить: «Как выглядят эти колючки? Какого они размера? Где находятся?»;
  • переводит образ в телесное или эмоциональное ощущение;
  • предлагает взаимодействие: нарисовать, поговорить с образом, поменяться с ним ролями.

Цели работы психолога с метафорой:

  • вынести внутренний конфликт наружу;
  • сделать переживание конкретным;
  • облегчить осознание через символ;
  • снизить уровень сопротивления.

«Гештальт-терапевт может использовать метафоры или образы, чтобы помочь пациенту понять и выразить то, что трудно осознать словами. Метафоры помогают организовать переживания и чувства пациента и сделать их более доступными для осознания и проработки».

Дарья Стрекалина, «Психотерапия синдрома Кандинского – Клерамбо», 2025.

Метафора не требует точного анализа. Важно, что она субъективно «работает» — вызывает эмоции, телесные отклики, новые инсайты.

Терапия с образами: визуальный язык психики

работа с метафорамиDesigned by freepik

Образ — это форма, в которой психика кодирует смысл. В гештальт-подходе работа с образами строится не на интерпретации, а на исследовании. Визуальные образы в терапии воспринимаются как часть клиента, с которой можно войти в контакт.

Типы образов, возникающих в терапии:

  • визуальные сцены («я вижу пустую комнату»);
  • фигуры и существа («это похоже на змею»);
  • природные символы («это как камень в груди»);
  • архитектурные или предметные элементы («как замкнутая дверь»).

Методы работы с образами в гештальт-сессии:

  • предложить дорисовать образ;
  • воплотить его в движении;
  • сменить точку зрения: «А если ты — эта дверь? Что ты чувствуешь?»
  • включить образ в диалог;
  • зафиксировать телесные ощущения, связанные с образом.

Сравнение техник работы с образами:

Техника Когда используется Что дает клиенту
Дорисовка образа При неполных визуализациях Прояснение, конкретизация переживания
Вхождение в образ При сильной эмоциональной реакции Переживание внутреннего конфликта
Телесное воплощение При телесных симптомах Интеграция телесных и эмоциональных слоев
Диалог с образом При повторяющихся символах Понимание послания образа

Образы активируют правополушарные процессы, поэтому они особенно полезны в терапии с клиентами, склонными к рационализации.

Работа со сновидениями в гештальт-терапии

Гештальт-терапия рассматривает сон не как скрытое послание, а как событие, которое происходит с человеком. Каждый элемент сна воспринимается как часть личности. Сновидение — это проекция, через которую можно лучше понять, что происходит внутри.

ПРИМЕЧАНИЕ

Основной принцип — «Каждая часть сна — это я».


Это означает, что если клиент рассказывает сон, где он видит мост, реку и человека вдалеке, терапевт предложит попробовать «побыть» каждым элементом. Например, клиент может стать мостом, почувствовать, какой он: прочный или шаткий, ведущий куда-то или никуда. Это создает новые уровни осознавания.

Этапы работы со сновидением:

  1. Рассказ сна в настоящем времени. Происходит активизация эмоционального фона.
  2. Выделение образов (мост, вода, фигура, звук).
  3. Идентификация с элементами. Проговаривание от их лица.
  4. Диалог между частями (например, «река говорит мосту…»).
  5. Осмысление пережитого опыта. Что стало ясно, какие чувства возникли.

Работа со снами полезна, если клиент не может напрямую говорить о переживаниях. Через символы и образы он обходит внутренние запреты. При этом интерпретация не навязывается — терапевт лишь сопровождает в исследовании.

Творчество как выход из тупика в терапии

Иногда в сессии возникает «пауза»: клиент не знает, о чем говорить, или терапия кажется ему бесполезной. В таких случаях творческий подход помогает выйти из застойного состояния.

Типичные тупики:

  • клиент говорит: «не знаю, что чувствую»;
  • не может сделать выбор;
  • повторяет одни и те же темы без движения вперед.

Как работает креативный подход:

  1. Неожиданный ракурс. Предложить клиенту представить, что проблему рассказывает кто-то другой.
  2. Телесная интервенция (встать, сесть по-другому, изменить положение тела).
  3. Творческое задание. Нарисовать ситуацию как карту, схему, коллаж.
  4. Работа с фантазией. «Если бы твоя ситуация была сценой в фильме — как бы она выглядела?».

Примеры практик:

Ситуация Креативное решение Результат
Эмоциональная тупиковая пауза Клиент рисует «что внутри» Осознание подавленного гнева и других эмоций
Трудный выбор Работа с двумя стульями (перемещение ролей) Ясность, где больше энергии
Навязчивая мысль Клиент озвучивает ее разными голосами Снижение интенсивности внутреннего конфликта

Гештальт-подход не дает готовых решений. Но он создает пространство, где возможна встреча с собой. А творчество — один из надежных способов ее достигнуть.

Как развивать творческое мышление у психолога

Творчество — не врожденный талант, а навык, который можно развивать. Особенно это важно для начинающих терапевтов, которые часто боятся «делать не так» или нарушить структуру.

терапия с образамиDesigned by freepik

Признаки креативного терапевта:

  • замечает нестандартные выражения клиента;
  • легко переходит от слов к действию;
  • не боится проб и ошибок;
  • умеет использовать спонтанность как метод.

Что помогает развивать творческий подход в гештальте:

  1. Наблюдение за собой (фиксация своих образов, реакций, ассоциаций).
  2. Обратная связь от супервизора (анализ нестандартных ситуаций в сессиях).
  3. Тренировка пластичности (упражнения на смену точек зрения).
  4. Развитие навыков импровизации (участие в тренингах, театральных мастерских).
  5. Запись терапевтических случаев (фиксация спонтанных техник и их эффекта).
ПРИМЕЧАНИЕ

Творчество в терапии — не игра и не демонстрация. Это способ создать новый контекст, в котором клиент может увидеть свою ситуацию по-другому.

Как стать гештальт-терапевтом

Для психологов, которые хотят углубить навык работы с метафорами, образами и сновидениями, «Институт Медицинского Образования» предлагает специализированный курс повышения квалификации.

Формат курса по гештальт-терапии:

  • дистанционное обучение с практическими модулями;
  • разбор реальных случаев;
  • лекции от опытных гештальт-терапевтов;
  • итоговая аттестация и удостоверение установленного образца.

Курс подойдет для:

  • практикующих психологов и психотерапевтов;
  • начинающих специалистов, обучающихся гештальт-подходу;
  • тех, кто хочет расширить инструментарий и повысить эффективность сессий.

Вы научитесь:

  • выявлять метафоры и образы в речи клиента;
  • применять творческие техники в сессии;
  • работать со сновидениями без интерпретаций;
  • выходить из терапевтических тупиков через креативный подход.

Курс в «ИМО» сочетает теорию, практику и методологическую поддержку. Это оптимальный путь для тех, кто хочет работать глубже и точнее в рамках гештальт-подхода.

Подписывайтесь на соцсети института, чтобы не пропустить важную информацию по обучению и новости из мира медицины и психологии:

Статья написана с опорой на источники:

Психология: профессиональная переподготовка
  • Срок обучения: от 1,5 месяцев
  • Выдаваемый документ: Диплом
  • Тип обучения: Дистанционно
Подробнее о курсе
Психологическое консультирование: повышение квалификации
  • Срок обучения: от 1 недели
  • Выдаваемый документ: Удостоверение
  • Тип обучения: Дистанционно
Подробнее о курсе

Часто задаваемые вопросы

Обязательно ли быть творческим человеком, чтобы применять образы и метафоры?

Нет. Главное — уметь замечать, как клиент выражает себя. Метафора может появиться даже в фразе: «у меня камень на сердце».

Что делать, если клиент говорит, что не умеет фантазировать?

Не все умеют сразу включаться в образное мышление. Можно предложить начать с простого: описать свое состояние как предмет или цвет.

Можно ли использовать такие техники с логичными, рациональными клиентами?

Да. Главное — адаптировать под их стиль мышления: использовать схемы, визуализации, аналогии.

Чем работа с метафорой отличается от интерпретации?

В гештальте терапевт не объясняет, что «значит» образ. Он помогает клиенту почувствовать и прожить его. Это делает процесс активным и личным.

Где можно научиться использовать эти методы профессионально?

На курсах повышения квалификации, в программах подготовки гештальт-терапевтов. Важно, чтобы обучение включало живую практику и супервизии.

Узнайте доступные вам профессии

Список доступных профессий на базе вашего образования:
Нужно выбрать профиль образования
0 комментариев
Написать комментарий...
Через некоторое время мы вышлем ответ на указанный вами адрес электронной почты: mail@mail.ru

Среднее время ответа: 5 минут.