Designed by Recraft В 2025 году Президент России подписал новый закон, который устанавливает запрет дистанционного обучения врачей, среднего медицинского персонала и фармацевтических работников. До 1 марта 2026 года разрешено медикам разрешено использовать онлайн-формат для переподготовки и повышения квалификации, после — дополнительное образование станет преимущественно очным.
Это решение вызвало споры среди врачей, преподавателей и медицинских учреждений. Чтобы принять осознанное решение — обучаться сейчас или подождать — важно понимать суть нововведений, их плюсы и минусы, а также возможные альтернативы.
Что именно изменилось: суть закона и новые правила
Исключения допускаются только в рамках:
- федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- типовых дополнительных профессиональных программ, утвержденных Минздравом РФ.
Кроме того:
- Все образовательные организации, реализующие программы ДПО (дополнительного профобразования), должны пройти повторное лицензирование.
- Программы переподготовки и повышения квалификации подлежат обязательному согласованию с Росздравнадзором.
- Доля дистанционных занятий не должна превышать 20% от объема курса — это касается даже курсов повышения квалификации.
Ключевые изменения в законодательстве:
| Параметр | До 1 марта 2026 года | После 1 марта 2026 года |
|---|---|---|
| Формат обучения | Дистанционный и очный | Преимущественно очный |
| Участие Минздрава | Ограниченное | Полный контроль над программами |
| Требования к лицензии | Общеобразовательная | Допуск Росздравнадзора обязателен |
| Доля дистанционных занятий | До 100% по большинству программам | Не более 20% |
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
Причины отмены дистанционного формата для медиков
Минздрав указывает на несколько ключевых факторов:
- Недостаточная практическая подготовка. Курсы для медработников онлайн не обеспечивают «постановку руки» — обязательный этап освоения мануальных навыков (например, при обучении на УЗИ-диагноста, хирурга, фельдшера).
- Низкое качество отдельных программ. Рынок дистанционного образования в медицине долгое время не регулировался. В результате появились курсы сомнительного качества, не соответствующие требованиям практической медицины.
- Отсутствие единых стандартов. Программы разрабатывались разными организациями без координации, что приводило к разной глубине и направленности обучения при одной и той же квалификации.
«Все остальные формы обучения качественно хуже, но они являются вынужденными. …и заочное, и набирающее силу компьютерное дистанционное, которое пока не может конкурировать с очным обучением врача практическим навыкам».
Григорий Хай, «Информатика для медиков», 2017.
Designed by Recraft
Минздрав стремится к централизации и контролю дополнительного образования медиков, ставит целью повышение требований к программам и акцент на реальную практическую подготовку специалистов.
Плюсы дистанционного медобразования (пока еще возможного)
Несмотря на курс государства на ужесточение требований и переход к преимущественно очным медицинским курсам, дистанционный формат сохраняется в образовательном процессе до марта 2026 года. Рассмотрим ключевые преимущества, которые ценят медицинские специалисты:
Гибкость и доступность формата
Обучение в онлайн-режиме позволяет совмещать получение знаний с текущей занятостью — как основной работой, так и личными обстоятельствами (например, уходом за детьми, проживанием в отдаленных регионах). В отличие от очного формата, дистанционные курсы:
- не требуют отрыва от рабочего процесса;
- не завязаны на физическое присутствие в аудитории;
- могут проходить в вечернее время или по выходным.
Это особенно удобно для врачей, медсестер и фельдшеров, работающих в сменном графике, а также для преподавателей медвузов, совмещающих практику с учебной деятельностью.
Снижение финансовой нагрузки
Онлайн-обучение медперсонала устраняет необходимость дополнительных затрат:
- на проезд (авиабилеты, ж/д билеты, такси);
- на проживание (гостиницы, аренда жилья, командировочные);
- на питание вне дома.
В условиях роста цен в 2025 году (средняя стоимость проживания в другом городе — от 2 000 рублей в сутки) экономия на этих расходах может достигать 30–50% от общей стоимости обучения. Это делает дистанционные программы особенно привлекательными для работников бюджетной сферы и специалистов из регионов.
Возможность проходить обучение из любого региона
Ограниченное количество учебных центров с лицензией и аккредитацией Росздравнадзора создает барьеры для медиков из малых населенных пунктов. Дистанционный формат частично решает эту проблему:
- обучение возможно из любой точки РФ при наличии интернета;
- не требуется отпуск или временный перевод;
- можно выбрать лучшие федеральные учреждения, а не только локальные.
По данным экспертов, в 2024 году лишь около 30% муниципальных образований имели аккредитованные центры ДПО, из-за чего большинство медиков из малых городов вынуждены использовать дистанционные форматы обучения.
Быстрое освоение новых знаний
Повышение квалификации и переподготовка медработников онлайн часто организуются по модульному принципу с возможностью начать обучение сразу после записи — без необходимости ждать набора группы. Это ускоряет процесс получения новой квалификации или продления действующего допуска. Особенно актуально для случаев:
- срочной переквалификации (например, переход в другое отделение);
- прохождения обязательных курсов по внутренним приказам ЛПУ;
- подготовки к аккредитации в короткие сроки.
Эффективная подготовка
Designed by Recraft
Ряд дисциплин в медицине допускает полное или частичное изучение в дистанционном формате без ущерба для качества подготовки. Это касается:
- фармакологии и клинической фармакотерапии;
- законодательства в здравоохранении;
- основ инфекционного контроля;
- санитарно-эпидемиологических требований;
- статистики, биоэтики и организации здравоохранения.
В этих областях решающее значение имеет знание регламентов, алгоритмов и стандартов. Видео-лекции, электронные кейсы и тестовые задания в онлайн-среде позволяют освоить материал не хуже, чем на очных семинарах.
Поддержка цифровой среды обучения
Современные платформы для медобразования включают:
- запись и архив лекций;
- тесты с автоматической проверкой;
- чат с кураторами и преподавателями;
- личный кабинет с отслеживанием прогресса;
- сертификаты с QR-кодами проверки подлинности.
Это упрощает взаимодействие и обеспечивает прозрачность процесса. Также повышается мотивация к самостоятельному обучению за счет визуализации результатов.
Недостатки отмены дистанционного обучения для медиков
Переход к очным курсам для медиков, несмотря на заявленные плюсы, создает ряд рисков и затруднений, особенно для специалистов из регионов.
Снижение доступности образования
В России около 40% медработников проживают в населенных пунктах с численностью менее 50 000 человек. Там либо отсутствуют лицензированные центры ДПО, либо они работают с ограниченным количеством направлений. Это означает:
- необходимость переезда на период обучения;
- длительные командировки;
- отрыв от работы, что критично для кадрово-дефицитных регионов.
Рост расходов для обучающихся
Обучение становится не только менее гибким, но и существенно более дорогим. Расходы включают:
| Статья расходов | Средняя сумма за 7 дней обучения (руб) |
|---|---|
| Проживание | 14 000 – 20 000 |
| Проезд | 5 000 – 15 000 |
| Питание | 5 000 – 7 000 |
| Дополнительные траты | 2 000 – 5 000 |
| Итого | 26 000 – 47 000 |
Это сопоставимо со стоимостью самого курса и снижает доступность образования, особенно в условиях ограниченного бюджета учреждений здравоохранения.
Перегрузка очных учебных центров
После вступления закона в силу резко возрос спрос на очные курсы. Центры физически не успевают обрабатывать заявки, особенно в направлениях:
- ультразвуковая диагностика;
- физическая реабилитация;
- сестринское дело;
- первичная переподготовка на новые специальности.
Это приводит к задержкам, необходимости становиться в очередь и переносу обучения на 3–6 месяцев вперёд.
Designed by Recraft
Утрата гибкости для практикующих специалистов
Работающим врачам часто сложно оставить практику даже на неделю. При полной очности курса появляется риск:
- потерять часть заработка;
- сдвинуть отпуск;
- получить отказ от работодателя в оплате обучения и проезда.
Как действовать медикам сейчас: рекомендации
Переходный период до полного запрета дистанционного обучения медработников (до 1 марта 2026 года) — это реальная возможность пройти курсы в гибком формате, не теряя времени и не неся дополнительных расходов. Чтобы эффективно использовать это окно, важно не откладывать действия и выбрать надежный образовательный маршрут:
- Определитесь с целями обучения. Разные цели требуют разных подходов:
- повышение квалификации (ПК) медработников — если у вас уже есть действующий допуск, но необходима актуализация знаний;
- профессиональная переподготовка (ПП) — если вы планируете сменить медицинскую специальность.
- Учитывайте сроки, времени осталось мало. С 1 марта 2026 года дистанционные блоки исчезнут из программ окончательно. Это означает:
- нельзя будет проходить даже теоретическую часть онлайн;
- возрастает нагрузка на очные центры, что приводит к росту цен и сроков ожидания;
- любые неаккредитованные дистанционные курсы с 2026 года не будут признаваться для допуска к аккредитации или продлению квалификации.
- Выбирайте аккредитованные учебные центры и программы, которые соответствуют образовательным регламентам. Выбор такой программы снижает финансовую нагрузку, даёт доступ к качественным материалам и не требует полной изоляции от работы.
Обучение медиков в 2025 году все еще допускает занятия в онлайн-формате на курсах ДПО.
Реформа медицинского образования требует от специалистов оперативного реагирования. Запрет дистанционных форматов — будущая реальность. Тем, кто хочет сохранить гибкость, доступность и разумную стоимость обучения, стоит пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации в 2025 году.
«Институт Медицинского Образования» предлагает легальные и качественные программы — это ваш шанс обновить квалификацию или получить новую специальность без нарушений, в рамках закона и с учетом новых требований.
Преимущества обучения в ИМО:
- Лицензия учебного центра и аккредитация программ. Все программы внесены в реестр ФИС ФРДО.
- Прозрачная стоимость. Нет скрытых платежей, возможна рассрочка на любой курс до 36 месяцев.
- Быстрые сроки подготовки. Продолжительность обучения по программам ПП составляет от 1,5 месяцев, по программам ПК — от 7 дней.
Пройдите обучение в «ИМО» до 1 марта 2026 года, чтобы успеть воспользоваться последним этапом допустимого дистанционного обучения.
Чтобы быть в курсе актуальных новостей о медицине, подписывайтесь на нас в соцсетях:
При написании статьи была использована информация из следующих источников:
Программы по теме статьи
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
- Срок обучения: от 1,5 месяцев
- Выдаваемый документ: Диплом
- Тип обучения: Дистанционно
